Статья 14117

Название статьи

О ПРЕКРАСНОМ И О ЕГО ВОСПИТАНИИ

Авторы

Гагаев Андрей Александрович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева (Россия,
г. Саранск, ул. Большевистская, 68), gagaev2012@mail.ru
Гагаев Павел Александрович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), gagaevp@mail.ru

Индекс УДК

 37

DOI

10.21685/2072-3024-2017-1-14

Аннотация

Актуальность и цели. Предмет исследования – феномен прекрасного и его воспитания в человеке. Обращение к указанной реалии обусловлено дефицитом в современном социуме людей с эстетическим чувством.
Материалы и методы. Методологией осмысления указанного предмета являются идеалистические представления о мире как реалии, исполненной красоты (античная философия), феноменологическая и субстратная рефлексия. Посредством последней в предмете удерживается его внутренний строй и интенциальная природа.
Результаты. Прекрасное трактуется как выражение в психике человека общей онтологии мироздания (прекрасное как изначальное, как имманентное психике; прекрасное как стремящееся к совершенству). Описывается прекрасное через категории рефлексии, совершенствования, идеала, восхищения, возвращения (к себе самому) и прекрасной определенности. Воспитание прекрасного осмысливается на основе педагогики невмешательства (открытия и поддержания прекрасного в духовности человека). Представленное в работе может быть использовано в теории и практике воспитания в отечественной школе.
Выводы. В качестве итогового в статье формулируется положение о целесообразности в условиях школьного воспитания понимания прекрасного в человеке как вселенской реалии и воспитания его (прекрасного) на основе педагогики невмешательства.

Ключевые слова

онтология, субстрат, прекрасное, рефлексия, совершенствование, идеал, восхищение, возвращение (к себе), прекрасная определенность, воспитание, невмешательство, учитель, среда.

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Гагаев, А. А. Теория и методология субстратного подхода в научном познании / А. А. Гагаев. – Саранск : МГУ им. Н. П. Огарева, 1994. – 47 с.
2. Платон. Диалоги / Платон. – М. : Астрель, 2011. – 349 с.
3. Августин, Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат / Блаженный Августин. – Минск : Харвест, 1999. – 1598 с.
4. Аристотель. Сочинения : в 4 т. / Аристотель. – М. : Мысль, 1976. – Т. 1. – 550 с.
5. Гагаев, А. А. Педагогика невмешательства / А.А. Гагаев, П. А. Гагаев. – СПб. :Алетейя, 2014.284 с.
6. Бунин, И. А. Стихотворения. Рассказы. Повести / И. А. Бунин. – М. : Художественная литература, 1973. – 526 с.
7. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. – М. ; Л. : АПН РСФСР, 1948. – 399 с.

 

 

Дата создания: 08.08.2017 11:03
Дата обновления: 08.08.2017 14:00